Детский сад №146 города Тюмени

Готовимся к детскому саду

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Для более легкой адаптации ребенка к детскому саду рекомендуется провести первичную подготовку, которая включает следующее:
1. Нельзя отбивать у малыша желание общаться с детьми.
2. Во время прогулки не стоит вмешиваться в общение ребенка с другими детьми (пока нет конфликта).
3. Не следует отгораживать малыша от реальной жизни. Время от времени рекомендуется создавать так называемые «безопасные трудности», чтобы он научился не пасовать перед сложностями и проблемами и не бежал за помощью в первую секунду, а постарался сам выйти из ситуации достойно и не отвечал на обиду агрессивно.
4. Нужно научить ребенка говорить «нет». Особенно это касается разговора со взрослыми, предлагающими малышу неприемлемые вещи или просят не говорить родителям. Об этом ребенок должен обязательно рассказывать, поскольку подобные случаи могут таить серьезную опасность. Также нужно уметь отказывать ровесникам. Ребенок должен научиться думать, причем думать самостоятельно, и тогда из него вырастет настоящая личность, которую будут уважать, и ему же самому будет легче и в садике, и в школе, и во взрослой жизни.

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.
В ДЕТСКИЙ САД – БЕЗ СЛЕЗ И КРИКА
Большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда дети перед уходом в детский сад закатывали истерики и просили маму не уходить, не бросать его там. Ребенок плачет, мама либо тоже плачет, либо ругается, потому что опаздывает на работу, папа обычно продолжает волочь ребенка в садик, стараясь не обращать внимания. Как правило, такие «сцены» спровоцированы поведением взрослых.
Например, ребенок не хочет идти в садик, потому что ему там неинтересно, плохо, нет друзей, плохие отношения с воспитателем, над ребенком смеются, у него ничего не получается. Но бывает, что дети скандалят, хотя им в садике вполне комфортно. 
Ругать ребенка в такой ситуации не стоит. Постарайтесь понять его: он рано встал, быстро оделся, ему нужно идти по любой погоде в детский сад. Также не нужно лишний раз упрекать малыша за медлительность. Скорости у него не прибавится, а вот истерику спровоцировать очень даже можно. Лучше помочь ему одеться и обуться. Рекомендуется сначала собраться родителям и только после этого собирать ребенка. Если по дороге в детский сад начинается разговор типа «Может, я не пойду в садик, а останусь у бабушки?», «Забери меня из садика пораньше?», не нужно поддаваться и тем более развивать эту тему. Следует объяснить малышу, что у каждого своя работа (и у мамы, и у папы, и у него самого), а после работы все собираются дома. Лучше по дороге в садик заняться повторением стихов или пообщаться с ребенком на нейтральные темы или, например, рассказать сказку.
Важный момент: следует выработать особый ритуал прощания ребенка с мамой в детском саду: например, воздушный поцелуй, поцелуй в носик/щечку, прощальный жест рукой. Нужно повторять это каждый день. Забирая ребенка из детсада, рекомендуется спрашивать, как он провел день.
Также стоит обратить внимание на то, в каком аспекте обсуждается детский сад. Нельзя негативно отзываться об этом заведении при ребенке, сомневаться в том, насколько целесообразно его посещение. Напротив, нужно подчеркивать достоинства детского сада: много детей, много игрушек, много нового и интересного, многому малыш там учится, многое делает сам. Это не только поднимает ребенка в собственных глазах, но и показывает положительные стороны садика. А поскольку все не так плохо, то и плакать нечего.
ПОЧЕМУ-ТО С МАМОЙ РЕБЕНОК ДРУГОЙ…
Зачастую можно слышать, что ребенка в детском саду «как подменили». С одной стороны, ничего удивительного: рано разбудили, привели по любой погоде, оставили. Ребенок начинает плакать, потом, правда, привыкает. Поначалу детский сад для ребенка – место неизвестное и в какой-то мере опасное. Воспитательница – чужая тетя. А ведь родители говорили, что доверять посторонним нельзя. В такие моменты детские представления об опасности могут исказиться.
Сюда можно применить понятие «ситуация вытесненного действия», когда борьба бесполезна, как бы человек ни старался. И постепенно воля будет сломлена, человек опустит руки и в следующий раз будет бороться с меньшей силой, с меньшей надеждой, с меньшей верой в себя самого.
Детсад для ребенка – очень сильный стресс, поэтому иммунитет слабеет, и ребенок может заболеть от любого сквозняка, хотя дома, например, мог бы оставаться здоровым, даже если у всей семьи простуда.
Начиная ходить в садик, ребенок сильно и резко меняет уклад своей жизни. Поэтому очень важно готовиться к этому заранее: установить похожий уклад дома, готовить подобную еду, ходить в сад в гости. Оставлять ребенка в группе можно, только если ему там понравится. Именно мягкое вхождение в детсадовскую жизнь – это норма, хотя это и требует немало сил и времени. А вот обычно, к сожалению, происходит отклонение от нормы, когда личность ребенка подавляется с самого начала.

Оформляемся в детский сад…

Для оформления  в детский сад необходимы следующие документы:
  1. Медицинская карта (оформленная поликлиникой, в которой ребёнок находится на учёте)
  2. Копии паспорта, одного из родителей;
  3. Копия свидетельства о рождении ребёнка, и других имеющихся детей.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям МАДОУ детского сада №146, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Поэтому при первом посещении дошкольного учреждения, во время постановки на учет, родителям вручается Памятка, в основе которой  информация рекомендательного характера о пребывании ребенка в детском саду.

Памятка для родителей
Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00. Выходными днями являются суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
Помните: своевременный приход и уход ребенка – необходимое условие правильной реализации воспитательно-образовательного процесса. О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить в МАДОУ по телефону 373-707 (1 корпус),
374-367 (2 корпус)
.
 
Ребенок, не посещающий детский сад более трех дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка и контактах за последние 21 день, после отсутствия в летний период –  ребенок должен сдать анализы: кал на я/глист, простейшие, соскоб на энтеробиоз;  иметь справку о контактах и состоянии здоровья ребенка от врача.
Необходимо заранее сообщать о дне выхода ребенка в МАДОУ детский сад №146  после длительного отсутствия.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это прежде всего разлука со значимыми близкими, изменения привычного образа жизни, новый статус. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы малыша и отсутствие опыта. Ребенок вынужден не только адаптироваться к новым условиям, но и учиться взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Для ребенка поступление в детский сад - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

Реакции ребенка в период адаптации к детскому саду могут быть обусловлены особенностями ребенка, такими как:

Ø Неустойчивый характер эмоций. Резкое изменение окружающей обстановки вызывает у ребенка реакции испуга, тревоги, слезливость и др.

Ø Наличие возрастных страхов у детей второго, отчасти третьего года жизни перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.

Ø Недостаточное владение навыками вербальной коммуникации.

Ø Высокая утомляемость, что ведет к различным изменениям в поведении детей: нарушаются уже сформированные умения, появляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, появляются «вредные привычки» (сосание пальца, раскачивание и др.).

Ø Левши испытывают ощутимые затруднения при адаптации, так как левшество подразумевает преобладание активного правого полушария, более чувствительного к воздействию эмоциональных факторов.

Ø Мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, так как эмоционально более привязаны к матери.

Исходя из всего этого детей нужно приучать к детскому саду постепенно. В первые дни посещения детского сада нужно познакомить ребенка со шкафчиком, с горшком, кроваткой, игрушками. Оставлять ребенка одного нужно не на долго в первое время, постепенно прибавляя часы пребывания в группе.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Заранее подготовьте ребенка к мысли о необходимости посещения им детского сада

2. Примерно за месяц до посещения детского сада будьте чуть реже с ребенком, чем раньше

3. Подробно расскажите о детском саде, сводите туда ребенка

4. Скажите ребенку, что Вы гордитесь им, что он уже такой большой, что пойдет в детский сад

5. Ведите ритуал расставания с ребенком: место, поцелуи, слова, заверения о том, что вечером встретитесь

6. Держите данное ребенку слово, не опаздывайте, иначе у ребенка возникнет ощущение брошенности

7. Спрашивайте о том, что произошло в саду за день, расскажите о том, чем занимались сегодня сами.

В адаптационный период с детьми будут проходить занятия. Цель занятий – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, «ладушки» и «догонялки».

ОСОБЕННОСТИ ИГР С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Игра – это условие и средство успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Какие требования к играм с детьми в период адаптации:

1. Ритмичный характер игр (потешки, частушки). Такие игры помогают восстановить эмоциональное равновесие за счет своей ритмичности, т.к. период адаптации – период повышенного нервно-эмоционального напряжения.

2. Физический контакт с ребенком в игре: коснуться – значит принять.

3. В игре должно идти общение ребенка с другими детьми и взрослым. Цель его – проявление заботы, доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

4. Фронтальный характер игр, чтобы ни один ребенок не был обделен вниманием.

В период адаптации в играх с ребенком важным является не выполнение действия в игре, а установление доверительных отношений!

Типы реакций у детей в период адаптации

1. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно быстро.

2. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни поступления нельзя ограничивать таких детей в действиях. Обращаться нужно с ними очень ровно, не допускать перевозбуждения их нервной системы.

3. В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может усиливаться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. При работе с такими детьми важно проявит выдержку и терпение. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, т.к. им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим.

4. Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях , хотя бурно свои чувства они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверенны в движениях с предметами, медленнее своих сверстников приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких детей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового. В зависимости от содержания потребности ребенка в общении. 

«ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ПРИ РАССТАВАНИИ»

Рекомендации родителям

1. По дороге в детский сад настраивайте ребенка положительно, говорите об интересных событиях, которые могут произойти с ним в саду.

2. Не нервничайте и не тревожьтесь, оставляя ребенка, т.к. ваше беспокойство передается малышу.

3. Если ребенок тяжело расстается с мамой, рекомендуем родственникам мужского пола приводить ребенка в детский сад.

4. Придумайте для вашего малыша ритуал прощания с вами. Это могут быть жесты, слова, договор о встрече – после чего ребенок должен точно знать, что родитель уйдет и вернется только вечером. Это частично снимет напряжение и страх вашего внезапного исчезновения.

5. Обязательно расскажите, чем вы будете заниматься на работе, чтобы ребенок знал, что ничего интересного с ним не произойдет.

6. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу, будьте терпеливы.  

Кому адаптироваться легче?

· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события.

Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

· Детям, имеющим навыки самостоятельности.

Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

· Детям, чей режим близок к режиму сада.

· Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

· Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее).

Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

· В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.

Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

· Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша.

У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

· Будьте терпимее к капризам.

Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

· Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую).

Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

· Призовите на помощь сказку или игру.

Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

· Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.

Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

· У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»).

После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!

Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»).

Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день.

Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Признаки эмоционального напряжения.

1. Трудности засыпания и беспокойный сон.

2. Усталость после нагрузки, которая совсем

недавно ребенка не утомляла.

3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот,

повышенная агрессивность.

4. Рассеянность, невнимательность.

5. Беспокойство, непоседливость.

6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.

7. Проявление упрямства.

8. Постоянно сосет палец; жует что-нибудь; слишком жадно, без разбора ест, заглатывая пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).

9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).

10. Игра с половыми органами.

11. Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.

12. Снижение массы тела или напротив, появление симптомов ожирения.

13. Повышенная тревожность.

14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Памятка для родителей

1. Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

3. Будьте терпеливы.

4. Формулируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте еговнимательно.

7. Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

8. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»

10. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

11. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

12. Поощряйте любопытство.

13. Не скупитесь на похвалу.

Режим посещения детского сада в первые недели

• Первые 1-2 дня родитель может находиться в группе с ребенком

• Первую неделю приходить с ребенком к 9 часам утра и оставлять ребенка на 1,5-2 часа.

• На сон оставлять ребенка не ранее чем через 4-5 дней

• В первый месяц или несколько месяцев забирать ребенка раньше

• Хвалите ребенка, если он провел день без слез

• Занятия «Здравствуй, малыш»

Цель занятий – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

• Занятия длительностью 10-20 минут - 2 раза в неделю.

• Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, “ладушки” и “догонялки”.

• В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Радуйтесь Вашему ребенку!!! 

Требования к внешнему виду и одежде детей, посещающих  Детский сад №146 города Тюмени

Что свидетельствует об ухоженности ребенка:
  • опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
  • умытое лицо, чистые нос, руки, подстриженные ногти;
  • подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
  • отсутствие налета на зубах; чистое нижнее белье;
  • опрятные половые органы; наличие достаточного количества носовых платков.
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в  детском саду №146  необходимо:
  • не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, в теплое время – носки, гольфы);
  • не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеенка);
  • два пакета для хранения чистого и использованного белья;
  • (промаркировать белье, одежду и прочие вещи).
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.  Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в МАДОУ детский сад №146  острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки!!!

В соответствии с условиями Родительского договора родители обязаны:
  • посещать общие и групповые родительские собрания;
  • участвовать в педагогической и хозяйственной жизни  детского сада №146;
  • участвовать в  субботниках в строго отведенные сроки;
  • внимательно относиться к поручениям воспитателей и администрации  детского сада №146. 
О развитии Вашего малыша, поступающего в  детский сад №146, можно судить по основным бытовым навыкам.

Уважаемые родители, напоминаем Вам, что
Ваш  ребёнок должен уметь:
в 2 года:
  • есть аккуратно, не обливаясь;
  • при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
  • самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
  • знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
  • пользоваться носовым платком (при напоминании);
  • контролировать физиологические потребности;
в 3 года:
  • одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
  • складывать свою одежду перед сном;
  • застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
  • знать назначение многих предметов и их местонахождение;
  • выполнять поручения из 2 – 3 действий (“отнеси”, “поставь”, “принеси”);
  • уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком
  • регулировать свои физиологические потребности;
  • вытирать обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
  • говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Порядок взимания платы за содержание ребёнка, посещающего  детский сад №146 города Тюмени.

Плата за содержание ребенка вносится в банк по выписанной  детским садом №146 квитанции.

Перерасчет оплаченной квитанции за дни, в которые ребенок не посещал МАДОУ, производится в следующем месяце.
Родители обязаны отчитаться об оплате перед воспитателем в течение трех дней, представив оплаченную квитанцию, при болезни или отсутствии ребенка в МАДОУ  родители обязаны прийти за квитанцией, оплатить в указанные сроки и сообщить об этом воспитателю.

Ваш малыш готовится к поступлению в МАДОУ детский сад №146
(Памятка для родителей)
 
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:

•    Постарайтесь создать в семье спокойную, дружелюбную атмосферу.
•    Установите чёткие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
•    Будьте терпеливы.
•    Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
•    Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
•    Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
•    Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, «начните параллельный разговор» (комментируя его действия).
•    Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
•    Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты делаешь?» он ответит, когда подрастет.
•    Каждый день читайте ребенку.
•    Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, обращайте его внимание и рассказывайте об окружающем.
•    Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
•    Поощряйте любопытство.
•    Не скупитесь на похвалу.
•    Радуйтесь Вашему малышу!
•    Любите своего  ребёнка!

Успехов Вам, уважаемые родители, и терпения!

Ссылки

Администрация города Тюмени

Департамент образования Администрации г. Тюмени

© 2010 Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 146 города Тюмени

Разработка и поддержка сайта