Детский сад №146 города Тюмени

Методические разработки

Отева Надежда Ивановна: Публикация «Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста»

в Материалах II Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 25 апреля 2013 г.

Для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников была разработана программа дополнительного образования «Творческая мастерская. По дороге в сказку». Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет. Она направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков, а так же способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения.

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах 1-2 раза в неделю. Длительность встречи 15-20 минут. Программа включает 24 занятия. Каждое занятие строится по определенной схеме: ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры; демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация); творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск «Мама и малыш») и ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).

Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.

Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Цель программы:

Развитие творческого мышления и воображения у детей, снятие эмоционального напряжения, тревожности и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

1) Образовательно-развивающие:развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики, расширение кругозора ребенка, развитие у детей навыков общения со сверстниками, сенсорное развитие и развитие художественных способностей;

2) Оздоровительные: создание благоприятного эмоционального фона у ребенка; снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей, повышение самооценки;

3) Воспитательные: формирование у ребенка познавательного интереса и обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам).

Отева Надежда Ивановна, Публикация «Твистинг в работе с детьми дошкольного возраста»

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/04/ispolzovanie-tvistinga-v-rabote-s-doshkolnikami/2012

Актуальность: В дошкольном образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Одной из задач психолого-педагогического сопровождения ребенка является обеспечение его эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома. С этой целью психологи ДОУ активно применяют сказкотерапию, песочную терапию, психогимнастику. Но работа с детьми требует постоянного самосовершенствования, поиска новых творческих подходов. В связи с этим в своей практике я активно использую твистинг (не только в работе со старшими дошкольниками, но и с малышами, особенно в адаптационный период).

Твистинг позволяет решать следующие задачи:

1) Образовательно-развивающие: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения); а самостоятельное выполнение фигур детьми способствует развитию мелкой моторики;

2) Оздоровительные: создание и поддержание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

3) Воспитательные: формирование у ребенка познавательного интереса.

А еще это отличная совместная творческая деятельность взрослого и ребенка, которая помогает сблизиться и внести разнообразие в привычные занятия.

Проблема: Педагогами ДОУ применяются различные здоровьеразвивающие технологии. Однако твистинг отсутствует в арсенале психологов и педагогов дошкольных учреждений. В связи с этим наша работа посвящена практическому использованию твистинга с детьми дошкольного возраста. В литературе отмечается, что данный метод можно использовать с дошкольниками не раньше 5-6 лет. Но, как показывает практика, эффективно применение данной техники возможно и с детьми младшего дошкольного возраста, особенно в адаптационный период.

Твистинг (в переводе с английского «вращать, крутить») – скручивание, моделирование фигур из шариков.

Для России твистинг пока довольно-таки нов, тем не менее работы твистеров наверняка видел каждый. Но лишь немногие знают, что твистинг зародился еще на заре человеческой цивилизации. Это развлечение было известно древним египтянам, о чем свидетельствует изображение состоящего из отдельных сегментов верблюда, обнаруженное на одной из пирамид. Не пренебрегали твистингом и хитроумные ацтеки, когда приносили в жертву своим богам не живых животных, а их модели, сооруженные из надувных кишок. Со временем искусство скручивания фигурок забылось и возродилось лишь с изобретением резины, правда, в несколько усеченном виде: твистеры использовали только круглые воздушные шары. Однако твистинг не стоял на месте. В 1912 году появился первый воздушный шар вытянутой формы, а уже в конце 30-х годов фокусниками был продемонстрирован имевший небывалый успех номер, в ходе которого из шаров создавались разнообразные фигурки. К концу двадцатого столетия твистинг превратился в весьма популярное увлечение, объединяющее огромное количество людей: появились сообщества и организации твистеров, стали проводится конференции, посвященные искусству скручивания шаров.

Манипуляции с воздушными шарами только на первый взгляд достаточно просты и незатейливы. В твистинге, как в любом другом искусстве, есть целый ряд важных правил и нюансов, без знания которых в этом деле нельзя будет достигнуть совершенства. Возможно, при моделировании и не требуется серьезной физической подготовки, но без приложения определенных интеллектуальных усилий здесь точно не обойтись. Например, твистеру приходится четко представлять количество изгибов на будущей модели и, исходя из этого, точно рассчитывать, какой объем воздуха необходимо закачать в шарик. Важно не ошибиться при закручивании фигурки: имеет значение и число поворотов на каждом изгибе (как правило, три-четыре), и направление движения (только в одну сторону), и место, с которого следует начинать изготавливать модель (горловина шарика). Всему этому, разумеется, следует учиться.

Надувать шарик-колбаску, чтобы он не лопнул при скручивании, нужно не до конца. Накачав шарик до требуемой длины, из него спускают немного воздуха.
• Фигурку скручивают только от горловины шарика, чтобы воздух продвигался к хвосту, тогда шарик также не лопнет.

• Все скрутки выполняются только в одном направлении (от себя или к себе), иначе фигурка раскрутится полностью.

• Брать шарики для моделирования всегда следует с запасом, на случай, если некоторые из них лопнут.

• Основные термины твистинга, которые нужно знать: пузырь (надутая часть шарика между двумя скрутками); стык (место скручивания); скрутка (поворот и закручивание шарика, после которого получаются пузырь и стык); пуфик (пузырь в хвосте надутого шарика). Для изготовления сложных фигур понадобится освоить еще 8 основных видов скруток.
• Выделяют два основных стиля моделирования – односложное моделирование и многосложное моделирование. В односложном моделировании при создании скульптуры используется только один шарик, а в многосложном моделировании в изготовлении задействуется сразу несколько шаров.

Твистинг достаточно экономичная техника. Для твистинга необходимы специальные воздушные шарики удлиненной формы и небольшой насос для надувания этих шариков.

В работе с детьми востребованы самые простые фигуры: из шаров я моделирую мышку, собачку, дракона, лебедя, цветы. Фигуры применяю не только как самостоятельные элементы, но и для театрализованных постановок различных сказок. Дети с восторгом смотрят сказки, которые не обязательно заимствуются из книжек, но и создаются, сочиняются вместе с детьми, что стимулирует развитие воображения и творческого мышления. А как притягивает детское внимание и завораживает надувание воздушного шара с помощью насоса и превращение его в сказочный персонаж – мышку, собачку или в обычный цветок.

Конечно, большинство малышей в период адаптации к детскому саду только наблюдали за тем, как я надуваю шарик и скручиваю из него фигуру. Но в глазах малышей было удивление и восторг, и это был один из самых эффективных способов, чтобы они хотя бы ненадолго отвлеклись от того, что мамы нет рядом, и успокоились. Самые смелые пробовали надувать шарики с помощью насоса сами. Не всегда и не у всех это получалось, но сам процесс им тоже очень нравился.

В течение года во время коррекционно-развивающей работы я так же применяла элементы этих техник. Во время презентаций сказок были задействованы скрученные из шариков лебеди, мышки, собачки и цветы.

Самым главным критерием эффективности использования твистинга для меня был интерес детей к занятиям. Ведь эта техника вносила в мои занятия элемент новизны. А то, что ново, неизведанно, всегда интересно не только детям, но взрослым. И я рекомендую освоить и использовать эти техники не только воспитателям, психологам, учителям, но и родителям.


Отева Надежда Ивановна: Публикация  «Программа адаптации детей к условиям ДОУ»

в Академическом журнале Западной Сибири №5 (2012 г.)

Адаптация, как известно, сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность. И всем сотрудникам детского сада хорошо известен этот период, особенно воспитателям младших групп. Как же сделать его протекание более мягким, простым? Как помочь ребенку в период отрыва от значимого взрослого (обычно мамы), ведь до 3-х лет у детей наблюдается сильная эмоциональная привязанность к кому-либо из близких?

На наш взгляд, необходимо обеспечить постепенный переход от условий семьи к условиям ДОУ. С этою целью в нашем детском саду разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей. Программа способствует развитию детей раннего возраста (обеспечивает одновременное развитие когнитивных процессов и физических возможностей, художественно-эстетическое и сенсорно-моторное развитие), а так же помогает осуществить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Так как программа предполагает присутствие и непосредственное участие родителей во время занятий с психологом в ДОУ.

Задачи программы:

1) Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

2) Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи) и мелкой моторики;

3) Развитие навыков общения со сверстниками;

4) Повышение психологической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей;

5) Оптимизация общения родителей с детьми посредством совместной деятельности;

6) Обеспечение легкого процесса адаптации к ДОУ.

Занятия проводятся психологом ДОУ 2 раза в неделю в малых группах (не более 6 человек). Длительность встречи 40-50 минут. Встреча строится по определенной схеме:

1. Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры (с музыкальным сопровождением).

2. Демонстрация сказки (домашний кукольный театр).

3. Совместная деятельность с мамой (в зависимости от темы занятия) на развитие у ребенка определенных навыков и умений.

4. Свободная игра детей в игровой комнате (под музыкальное сопровождение – детские песни), мини-консультация для родителей.

5. Изобразительная деятельность (рисование, лепка или аппликация).

6. Подвижные игры для развития координации слова и движения.

7. Работа с учебным пособием «Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д.».

8. Веселые физкультминутки (в спортивном зале).

9. Ритуал прощания (игрушка-кукла).

При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия.

Эффективность программы оценивается с помощью экспертной оценки до и после реализации всей программы. В качестве экспертов выступают родители и психолог. Кроме этого, родителям предлагается заполнить анкету «Развитие ребенка» в начале и в конце занятий.

У детей, занимающихся по предложенной программе в 2011-2012 гг., адаптационный период протекает легче, чем у других детей. Дети за время занятий привыкают к условиям ДОУ («знакомые стены»), самому факту посещения дошкольного учреждения, а так же к педагогу, который в дальнейшем организует психологическое сопровождение адаптационного процесса.

Программа адаптации детей к условиям ДОУ

Н.И. Отева

E-mail автора: nademda@rambler.ru

Адаптация, как известно, сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность. И всем сотрудникам детского сада хорошо известен этот период, особенно воспитателям младших групп. Как же сделать его протекание более мягким, простым? Как помочь ребенку в период отрыва от значимого взрослого (обычно мамы), ведь до 3-х лет у детей наблюдается сильная эмоциональная привязанность к кому-либо из близких?

На наш взгляд, необходимо обеспечить постепенный переход от условий семьи к условиям ДОУ. С этою целью в нашем детском саду разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей. Программа способствует развитию детей раннего возраста (обеспечивает одновременное развитие когнитивных процессов и физических возможностей, художественно-эстетическое и сенсорно-моторное развитие), а так же помогает осуществить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Так как программа предполагает присутствие и непосредственное участие родителей во время занятий с психологом в ДОУ.

Задачи программы:

1) создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

2) развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи) и мелкой моторики;

3) развитие навыков общения со сверстниками;

4) повышение психологической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей;

5) оптимизация общения родителей с детьми посредством совместной деятельности;

6) обеспечение легкого процесса адаптации к ДОУ.

Занятия проводятся психологом ДОУ 2 раза в неделю в малых группах (не более 6 человек). Длительность встречи 40-50 минут. Встреча строится по определенной схеме:

1. Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры (с музыкальным сопровождением).

2. Демонстрация сказки (домашний кукольный театр).

3. Совместная деятельность с мамой (в зависимости от темы занятия) на развитие у ребенка определенных навыков и умений.

4. Свободная игра детей в игровой комнате (под музыкальное сопровождение – детские песни), мини-консультация для родителей.

5. Изобразительная деятельность (рисование, лепка или аппликация).

6. Подвижные игры для развития координации слова и движения.

7. Работа с учебным пособием «Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д.».

8. Веселые физкультминутки (в спортивном зале).

9. Ритуал прощания (игрушка-кукла).

При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия. Эффективность программы оценивается с помощью экспертной оценки до и после реализации всей программы. В качестве экспертов выступают родители и психолог. Кроме этого, родителям предлагается заполнить анкету «Развитие ребенка» в начале и в конце занятий.

У детей, занимающихся по предложенной программе в 2011-2012 гг., адаптационный период протекает легче, чем у других детей. Дети за время занятий привыкают к условиям ДОУ («знакомые стены»), самому факту посещения дошкольного учреждения, а так же к педагогу, который в дальнейшем организует психологическое сопровождение адаптационного процесса.

Современные технологии обучения и воспитания

детей дошкольного возраста

(методическая памятка)

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

· Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].

· И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].

· ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

К современным образовательным технологиям можно отнести:

· технологию личностно ориентированного обучения и воспитания;

· технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания;

· технологию проблемного обучения и воспитания;

· технологию обучения и воспитания без насилия;

· технологию эффективной речевой деятельности;

· технологию диалогового обучения и воспитания;

· технологию рефлексивного обучения и воспитания;

· игровые технологии в дошкольном периоде;

· технологии развивающего обучения;

· использование метода образовательных проектов;

· детское исследование как метод обучения;

· моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста;

· компьютерные технологии (области применения икт для развития дошкольников);

· альтернативные технологии.

Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.




ИЗ ПОРТФОЛИО: Кайковой Марины Алексеевны, воспитателя по ИЗО.

Развитие представлений о Малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации кружковой работы по изобразительному искусству

Познание Малой Родины детьми является одним из компонентов патриотического воспитания.

Еще совсем недавно можно было сказать «военно - патриотическое воспитание», т.к. патриотизм ассоциируется только рядом с образом врага.

На сегодняшний день патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного учреждения. Многие ученые нашей страны в разные времена занимались поиском ответа на вопрос « что же такое патриотизм и какого человека можно считать патриотом»? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие « патриот». Патриот по Далю,- « любительОтечества, ревнитель о благе его, отчизнолюбив, отечественник или отчизник».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в дошкольном учреждении. Для того, чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, стал на защиту Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

В настоящее время патриотическое воспитание - одно из актуальных и основных направлений воспитательной работы образовательного учреждения. Без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Любовь к Родине - одно из проявлений патриотизма.

Что же включает в себя патриотизм?

1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. Территория Родины может простираться от площади своего дома, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

2. Уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3. Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от поддержки порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

4. Начинать воспитывать будущего патриота своей Родины следует с развития представления об их Малой Родине.

Например, на занятиях по изобразительному искусству мы знакомим детей с искусством разных областей нашей необъятной Родины, даже с зарубежным искусством, а вот с искусством своего края, с деятелями искусства своей области познакомить детей не всегда хватает времени.

Именно поэтому пора изменить отношение к искусству нашего региона и соответственно перестроить работу с детьми. Изучая родное искусство, дети почувствуют, что они изучают жизнь.

Конечно, начинать работу по развитию представлений о Малой Родине нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Реализовать данные задачи помогут средства изобразительного искусства.

В программе по изобразительному искусству предусмотрены занятия, на которых решается множество воспитательных задач, в том числе и задачи патриотического воспитания.

На сегодняшний день педагогу не всегда хватает времени на занятии, чтобы перейти от общих представлений о Родине непосредственно к Малой Родине. В этом ему значительно может помочь кружковая работа.

Так как речь идет о развитии представлений о Малой родине у старших дошкольников в процессе организации кружковой работы по изобразительному искусству, то определяем какие именно представления следует развивать. Итак, выделяем основные представления:

1. Растительность нашего края (детям даются представления об особенностях, красоте деревьев, цветов, трав, которые встречаются в нашей области) .

2. Животный мир нашего края (представления сводятся к знакомству детей с животными, птицами, населяющими леса нашей области).

3. Историческая хроника родного города (детям даются представления о возникновении города, о первооткрывателях Сибирского региона, о коренном населении нашей области, конкретно юга области).

4. Достопримечательности родного города (представления детей о памятниках архитектуры, скульптуры города, о имеющихся музейных комплексах).

5. Сведения об известных, почетных гражданах города (формировать представления детей о известных художниках, скульпторах родного города, о их творческой деятельности, биографии).

6. Геральдистика региона, города (у детей должны быть представления о флаге, гербе как области, так и города, о их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе).

Исходя из данной классификации основных представлений, выделяем основные формы работы по изобразительному искусству с детьми с целью развития представлений о Малой Родине: Игровая площадка; Виртуальный музей изобразительного искусства; Беседа; Показ кинофильмов, презентаций; ИЗО – КВН; Занятие – экскурсия, занятие – аукцион; Коллективное оформление стендов, газет, журналов; Видеолекторий; Устный журнал.

В данном случае очень важен эмоциональный настрой детей.

Каким же образом строится работа с детьми?

Для введения детей в мир искусства нашего края, на современном этапе образовательного процесса, целесообразно использовать такую форму работы, как Видеолекторий. Это позволяет в интересной форме, с красочными иллюстрациями и видеосюжетами формировать у детей представления о Малой Родине.

Не всегда бывает возможность организовать поход детей в музей изобразительного искусства. В данном случае приемлемо организовать «виртуальный» музей, не выходя за пределы группы, изостудии. В организации такого музея могут значительно оказать помощь выставки подлинников или фотографий по искусству города, затем обзор технологий создания произведений искусства, сбор дополнительной информации (рассказы о художниках, их достижениях).

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участие в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию.

Знакомство завершается праздником, в котором участвуют сразу несколько параллельных групп. Это может быть «Путешествие в страну красоты», «Поле ИЗОчудес», «Следствие ведут ИЗОзнатоки», и т.д.. на таких праздниках подбираются интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например:«Оживи картину», «Отреставрируй здание», «Составь эскиз микрорайона», «Придумай эскиз памятника для нашего города» и т.д.).

Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, сформированные из игроков разных групп, таким же образом готовятся и группы поддержки, тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников с другой стороны, часто нестандартной.

Кроме этого, можно предложить детям написать дома вместе с родителями небольшие сочинения, в которых воспитанники могут изложить свои мысли, знания, выразить отношение к произведениям искусства. Например, такая тема: «Живопись нашего города», или же узкая тематика, например, « Что я знаю о творчестве скульптора Н.В. Распопова». Такой вид письменной работы поможет педагогу не только проконтролировать знания детей об искусстве родного края, но и узнать их настрой, их мнение, чувства.

Какие же средства являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач при развитии у старших дошкольников представлений о Малой Родине в кружковой работе по изобразительному искусству? Выделим основные: Знаковые символы;Материальные средства; Способы коммуникации; Мир жизнедеятельности воспитанника; Технические средства; Культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства - музыки, литературы).

Нужно отметить и основные условия эффективного развития у старших дошкольников представлений о Малой Родине в процессе организации кружковой работы по изобразительному искусству:1) осуществление межпредметных связей; 2)использование информационных компьютерных технологий с целью эффективного усвоения детьми заданного материала, активизации познавательной деятельности, повышения интереса к предмету; 3)наличие личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры.

Выбор педагогических условий не случаен, т.к. в настоящее время все они актуальны и действенны:межпредметные связи в дошкольном обучении и воспитании являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества; для достижения успеха в образовании и воспитании детей XXI в. уже не достаточно академической наглядности в учебном и воспитательном процессах; профессионализм, креативность и педагогическая компетентность в работе педагога способствуют эффективному воздействию на сознание дошкольников в воспитательном процессе.

С учетом ранее рассмотренных основных представлений о Малой Родине, форм, средств воспитания, педагогических условий я наметила тематический план работы. Для себя я выделила 3 тематических блока, которые охватывают, по моему мнению, все выделенные представления.

Тематический план

Тема

Цель

Форма работы

Тематический блок «Наш друг - природа»

1.Животные нашего края

2.Деревья нашего края

3.Красота родного края

Актуализировать знания детей о животном и растительном мире нашего края; учить ценить и беречь ее красоту.

Просмотр фильмов

Экскурсия в парк микрорайона

Оформление стенгазеты

Итог работы: конкурс семейного творчества «Природа и фантазия»

Тематический блок «Я – Тюменец!»

1.Покорители Сибири

2.Наш родной город – Тюмень!

3.Русское искусство

Познакомить детей с исторической хроникой города.

Приобщать детей к заботам Тюменцев и к участию в жизни города.

Воспитывать гордость за звание Тюменца, любовь к своему городу, уважение к его истории, традициям и жителям.

Актуализировать знания о искусстве, его видах.

Видеолекторий

Занятие – экскурсия

Конкурс «ИЗОзнатоков»

Итог работы: выставка детских работ « Тюмень вчера, сегодня, завтра….»

Тематический блок «Символика нашей области»

1.Наш флаг и герб

Формировать у детей понятия о геральдистике нашего региона.

Внеклассная беседа

Итог работы: совместный праздник «Поле ИЗОчудес»

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие представлений о Малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, является одной из важнейших воспитательных задач, способствующих полноценному и всестороннему развитию личности.

ИЗ ПОРТФОЛИО: Зотиной Нины Александровны, воспитателя

Работа по обобщению и распространению педагогического опыта  

В 2007 году

Обобщение опыта работы – творческий отчет

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром родного края»

В 2011 году

Обобщение опыта работы  - творческий отчет «За здоровьем к лесовичку»

 

В 2006 году

 В 2009 году

Участие в проектной деятельности на базе детского сада.

Проект создания мини – музея: «Белоствольная красавица»

Недельный проект на тему: «Мы едем на Север»

 

В 2008 году

 В 2009 году

 В 2006 году

 В 2011 году

Городские Дни открытых дверей

Экологическое занятие на тему «Позаботимся о речке»

Открытое занятие на область «Путешествие Лунтика и его друзей»

Участие в городском конкурсе «Уголок книги в детском саду» - 2 место.

Участие в городском конкурсе на тему «Модель планирования работы с детьми и родителями» - 2 место

 

В 2007 году

В 2008 году

 В 2009 году

В 2010 году

Муниципальные Дни открытых дверей.

Открытое занятие для родителей: «Снежный кролик»

   «Помощники в путешествии: глобус и карта»

   «В гости в Африку»

   «Путешествие в город сказок и чудес»

«Как  цапля спасла лисенка»

«День рождения у Степашки»

ИЗ ПОРТФОЛИО: Хорошевой Любовь Павловны, логопеда

Конспект занятия для детей подготовительной группы: "Путешествие в деревню Небылицино"

Неречевые цели:

· Развитие мелкой моторики;

· Развитие координации движений, ориентации в пространстве;

· Развитие слухового внимания, памяти;

· Формирование умения работать в коллективе;

· Нормализация мышечного тонуса;

Речевые цели:

• Активизация словаря по теме «Профессии»;

· Развитие речевого дыхания;

· Формирование навыка употребления относительных прилагательных;

· Развитие артикуляционной моторики;

· Развитие функции фонематического слуха: упражнять в звуковом; анализе слов; в умении определять место звука в слове;

· Развитие интонационной выразительности речи;

· Воспитание языкового чутья к родному языку, желание говорить;

Оборудование: шарики су-джок, игрушечные инструменты (молоток, ножницы, утюг, весы, кастрюля, фонендоскоп), резиновые продукты (вишня, рыба, яблоко, морковь, банан, картофель), разрезанные слова, мультимедийный проектор, цветная дорожка.

Ход занятия:

1. Приветствие:

Логопед: Я здороваюсь везде-

Дома и на улице,

Даже "Здравствуй" говорю

Я соседской…

Логопед и дети: ...курице (Дети показывают "крылышки")

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок")

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (руки кладут на грудь).

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а куда мы отправимся вам предстоит отгадать самостоятельно.

Дети отгадывают ребус, где зашифровано слово «деревня».

Логопед: Правильно мы отправляемся с вами в одну необычную деревню. А на чем мы можем поехать? (ответы детей). А я предлагаю вам отправиться на тройке лошадей (под музыку дети вместе с логопедом двигаются по дорожке и останавливаются около указателя). Ребета, посмотрите вот и указатель «Деревня Небылицино». Почему у нее такое название? (ответы детей). Посмотрите, а вот и ее первые жители. (на проекторе дети смотрят мульт-м «Веселая карусель №5»).

Логопед: Что необычного происходит в деревне? А еще, ребята, у деревенских жителей очень странные имена. Вот послушайте.

«С утра пораньше я служу!»

Кричит петух Всехбужу.

И будит очень громко

Коня Тяжелаподковка

Осла-везителегу

И пса Туданебегай.

Логопед: Назовите, пожалуйста, имена, которые вы запомнили. И давайте объясним почему же их так назвали? (ответы детей).

Логопед: Сейчас я предлагаю вам написать слово конь схемой на магнитных досках (звуковой анализ слова). Сколько букв в этом слове (4 буквы), а сколько звуков (3 звука)?

Логопед: Петух Всехбужу, тем временем, будил не только животных, но и людей – жителей деревни.

Портного Шейштанишки

Бабусю Дайковрижки

Тракториста Пашичисто

Комбайнера Косисолому

Кузнец Куйжелезо.

Логопед: Назовите, пожалуйста, имена, которые вы запомнили. И давайте объясним почему этих жителей так назвали? (ответы детей). Как вы думаете ребята отчего у портного такое имя? (ответы детей). Портной шил не только одежду, но и слова и сейчас у него слишком много работы, один он совсем не справляется, давайте-ка мы ему поможем.

Каждому ребенку логопед дает часть слова «сне», вторую часть ребенок должен найти в мастерской у портного и сшить их шнурком так, чтобы получилось слово (сне-жинка, сне-жок, сне-говик, сне-гоход, сне-гурочка, сне-гирь).

Логопед: Ребята, какие слова шьет портной? (родственные). Вы очень помогли портному! Я думаю он будет вам очень признателен.

Логопед: Ой, ребята, я чувствую аромат свежей выпечки. Кажется это Бабуся Дайковрижки ждет нас в гости.

Перед детьми стоит корзинка с резиновыми игрушками (вишня, яблоко, рыба, банан ит.д.), накрытая платком, а рядом тарелка с пирогами.

Логопед: Давайте носиком вдохнем этот чудный аромат, а на выдохе скажем: «Ах, какие пирожки!».

Логопед: Предлагаю вам поиграть и узнать какие пироги напекла для нас бабуся.

Дети поочереди нащупывают под платком продукт, угадывают его и говорят какой пирог в тарелке. (яблочный, рыбный, вишневый и т.д.)

Логопед: А петушок кукарекает – будит остальных жителей деревни.

Пастушка Гонистадо

Врача Колотьненадо

Мальчишку Слезькаскрыши,

Шофера Эйпотише.

Логопед: Ребята, бабушка Дайковрижки очень расстроена ее внучок, очень озорной мальчишка, он любит кривляться, гримастничать и показывать всем язык. Скажите, пожалуйста хорошо ли это? Правильно? (ответы детей). Давайте мы лучше научим его делать гимнастику для язычка – это и правильно, и полезно.

Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом перед зеркалом.

Логопед: Мальчишка Слезькаскрыши вас благодарит и обещает больше не озорничать.

Логопед: Ребята, а я предлагаю пройти со мной в мастерскую. Вот беда, здесь все инструменты перепутаны и нам не разобрать кто же работает в этой мастерской. Давайте подумаем вместе.

Дети берут по одному инструменту и рассказывают кому они нужны и для чего.

Логопед: А сейчас немного поработаем. (дети ипровизируют с предметами под музыку).

Логопед: Поработали мы на славу. Молодцы! Петушок Всехбужу полетел будить остальных жителей деревни, а для вас оставил чудо-шарики (су-джок). Предлагаю вам вынуть их из мешочка и поиграть в игру «Доскажи словечко».

Логопед и дети: Профессий всех не сосчитать! (дети катают шарик)

А вы какие можете назвать? (дети открывают его, и достают колечко )

Поезд водит – (машинист) (катаю кольцо на большом пальце прав.руки)

Трактор водит – (тракторист) (кольцо на указательном пальчике)

В школе учит нас (учитель)(кольцо на среднем пальчике)

Строит здание –(строитель)(кольцо на безымянном пальчике)

Стены выкрасил – (маляр)(кольцо на мизинце)

Доску выстругал –(столяр) (катаю кольцо на большом пальце лев. руки)

В шахте трудится (шахтер) (кольцо на указательном пальчике)

В доме свет провел – (монтер) (кольцо на среднем пальчике)

В жаркой кузнице – (кузнец) (кольцо на безымянном пальчике)

Кто все знает – (молодец)! (кольцо на мизинце)

Логопед: Вы и правда все большие молодцы, но нам пора возвращаться. А в детском саду мы окажемся лишь тогда, когда пройдем по цветным дорожкам. На красном цвете задержится тот, кому наше путешествие не очень понравилось. На зеленом – кому путешествие понравилось, но что-то не получилось, а на фиолетовом остановится тот, кому путешествие очень понравилось.

Дети подходят к выходу.

3. Подведение итогов

Логопед:Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Как называлась деревня? Что необычного мы там увидели? Что мы делали? А где эти знания нам пригодятся? (ответы детей). Кузнец Куйжелезо передал для вас эти подковы в память о нашем путешествие.(логопед раздает подарки). До свидания.

 

 

Ссылки

Администрация города Тюмени

Департамент образования Администрации г. Тюмени

© 2010 Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 146 города Тюмени

Разработка и поддержка сайта